Пользовательск ого поиска
ПУТЬ В BELCANTO: техника речи и пения
Четверг, 09.05.2024, 18:26
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

ОТЗЫВ

НА ТМРГ А.Д. Демченко

Народного артиста СССР, Лауреата Премии города Москвы,

Академика, Почётного профессора МГУ им. Ломоносова В.И. Пьявко,

Москва, 30 января 2006г.

 

Я внимательно познакомился с трудом Альбины Даниловны Демченко, посвящённым технологии моделирования резонансного голособразования. Как певец и педагог, имеющий более двух десятилетий педагогической практики, я нахожу в этом труде много интересных идей в области вокальной технологии.

У автора абсолютно правильное понимание, что в вокальной технологии основой является правильное дыхание, а затем естественная артикуляция, что ведёт к правильному положению гортани во время пения. Мы достаточно часто сетуем на невнятную дикцию певцов. А.Д. Демченко справедливо указывает на связь слова в пении с правильным дыханием. Правильное дыхание и естественная артикуляция ведут к естественному слову.

Заслуживают внимания методики А.Д. Демченко по обучению пению детей. Особое значение обретает тот аспект, что её методики дают ребёнку азы не только вокального, и — шире — музыкального образования, но и имеют общекультурный аспект, очень важный для общего гармоничного развития ребёнка.

Принимая её методики по обучению детей, тем не менее, хотел бы ещё раз обратить внимание на тот момент, что к вокальному обучению детей следует подходить очень осторожно и в период мутации голоса полностью прекращать всяческое пение. Даже незначительные нагрузки на голос ребёнка и подростка во время мутации могут привести к тому, что многообещающий в плане вокального развития ребёнок погибнет в будущем как профессиональный певец. История искусства знает случаи Робертино Лоретти в Италии и Жени Таланова в России, потерянных в будущем для профессионального певческого искусства.

Предложенная Альбиной Даниловной Демченко технология заслуживает очень внимательного отношения и внедрения в практику обучения пению.

 

ОТЗЫВ

заслуженной артистки РФ, лауреата Московского

конкурса, доцента МГУКИ, певицы, педагога Э. И.Масловой, Москва, 2003г.

 

В XX веке Россия пережила множество глобальных потрясений: войны, революции, культ личности, уничтожение генофонда, геноцид народов, крушение коммунистической империи, мощнейший отток российского интеллекта, множество экономических потрясений, доведших страну до опасного края. И именно в этой России из-под бетонных блоков руин и безразличия, мафиозных разборок и взятничества робко пробился росток российской Мудрости, родившей великое чудо. Это чудо — новая “технология моделирования резонансного голосообразования”, научно обоснованный способ обучения резонансной технике пения на основе осознанного формирования резонансной акустики голосового аппарата при помощи метода моделирования. Этот метод рождён Альбиной Даниловной Демченко!

Наконец-то самые ранимые и суеверные из музыкантов — певцы получают методику логичную, доступную в освоении и применении. Они смогут сами себя контролировать и развивать, не страшась жутких последствий профессиональных заболеваний певческого аппарата.

О резонансном пении мечтают педагоги и ещё больше певцы. Но немногим выпало счастье овладеть им. Резонансное пение — это потрясение, это невероятная радость, это наслаждение властью над слушателями, которых ты ведёшь в высокие сферы великого творчества, это собственное оздоровление, счастье полного управления фонационным аппаратом и высшим, самым сложным движением человеческого организма — вокальной техникой... Резонансное пение — свободное парение над миром и восторг! Это — безупречная интонация и дикция, это умение рисовать голосом картины природы, правдиво передавать состояния человеческих чувств. Резонансное пение — это юный голос до глубокой старости, это индивидуальный, запоминающийся тембр, богатый красками и оттенками.

Оперно-камерная певица, я только к 35 годам освоила резонансное пение, съела не один пуд соли в поисках истины. Я нашла своё вокальное счастье, но только для себя! Я поняла это после того, как начала работать в школе. Зияющая пропасть между обучением пению детей и взрослых шокировала меня: явно недоставало промежуточных звеньев в методике музыкального и вокального развития. Дети совсем разучились петь, они “гудят”. Те, которые пели в успешных хоровых коллективах, не владеют профессиональными вокальными навыками: как правильно взять воздух, как и чем его удержать, не имеют представления об объёме звука, очень вяло произносят согласные, часто болеют и не только простудными заболеваниями.

И дело тут не в наставниках, а в отсутствии единого научного подхода к пению и методике обучения ему. Сколько педагогов, столько и “вокальных школ”. Многие не интересуются научными открытиями, новейшими методиками или используют их, не разобравшись и не до конца освоив. Лень разбираться, переучиваться, анализировать. Успеть бы реализовать то, чему тебя учили. Гораздо спокойнее скрывать свою беспомощность за спасительной ширмой “вокальных секретов”! Но совестливые педагоги-вокалисты испытывают невероятные трудности в обработке детских голосов, теряя при этом много времени и своего здоровья!

А.Д. Демченко в своих поисках вокальной истины думала не только о певцах, но в первую очередь о детях, которые совсем разучились петь. Её методика проста, логична и доступна в освоении. Всё, что гениально, то просто! Она ненавязчиво вводит детей самого раннего возраста в прекрасный, яркий, красочный, игровой мир музыкального и вокального искусства. Этот сказочный мир растёт и расширяется вместе с ростом ребёнка и обогащает его новыми впечатлениями, навыками, фантазиями, раскрывая и развивая в каждом дремлющие способности и превращая маленького, беспомощного человечка в творческую личность с развитым не по годам интеллектом и возможностями. Работа двух полушарий головного мозга блестяще реализована! Ребёнок ненавязчиво, в игре овладевает секретами профессионального управления речевым и певческим аппаратом, осваивает природу вокального дыхания, чистоту интонирования, ясную дикцию, тембровые краски.

Воистину незамедлительно нужно вводить методику А.Д. Демченко в жизнь: это же ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАЦИИ без всяких политических и экономических реформ!!!

Многие вокалисты СССР побывали на стажировке в Италии — родине бельканто. Ну и что? Итальянские маэстро открыли им свои вокальные секреты? Научили их самостоятельно развивать, управлять и настраивать свои резонансные процессы? Все эти секреты остались там же!

Ещё в 1962г. в своей книге “Гигиена голоса и его физиологические основы” (М., 1962) Анатолий Михайлович Егоров предрекал: “Чтобы повысить подготовку обучения пению, надо дать в руки педагогам – вокалистам методику, основанную на научно-методологических принципах... несомненно, что будущая методология вокала — это огромный, сложный труд, он не под силу одному, двум людям. В него должен включиться целый коллектив педагогов, певцов, врачей, учёных, — всех, кому дорого родное искусство. Необходимо научно проверить и пересмотреть прежний накопленный эмпирический материал педагогики вокала, в котором есть много ценного”.

Но мечта А.М. Егорова неосуществима! Собрать специалистов таких разных специальностей — полная утопия. Однако это удалось сделать А.Д. Демченко, правда на это у неё ушла вся жизнь! Она глубоко проработала наследие мирового золотого фонда вокальной педагогики, опубликованное в методической литературе. Выделила общие законы, лежащие в основе преподавания всех великих маэстро мира, и обосновала их, используя научные, включая последние, зарубежные и отечественные открытия.

Впервые применив в своей работе метод моделирования, Альбина Даниловна Демченко выстроила единую систему формирования и развития резонансного голосообразования. Этот новый раздел вокальной практики подтверждается выводами видных ученых России. Он проверен и длительной практикой самого автора и её коллег-учеников в работе с разновозрастным контингентом, у которых отсутствовали профессиональные данные в общем понимании вокалистов (воспитатели детских садов, дети дошкольного, младшего и старшего школьного возрастов, включая подростковый).

Раздел вокальной пропедевтики доступен для изучения и ученикам и педагогам. Он позволяет каждому вокалисту осознанно на собственных ощущениях управлять голосом.

Свершилось чудо!!! У нас, в России её дочь раскрыла секреты бельканто!!! Теперь же она безвозмездно предлагает их учителям, певцам, детям, успешно РЕАНИМИРУЕТ загубленные голоса, не одно десятилетие стучится во все двери, привлекая внимание к своему открытию. Но мы, полуграмотные, недоученные и невежественные (“А судьи кто?”), прикидываемся слепыми и глухими, становимся её безжалостными гонителями. И почему мы так скромны и робки, так запуганы, когда во весь голос нужно защищать это величайшее открытие, это национальное достояние!

Нет, дорогие мои коллеги! “А земля-то вертится!” Жизнь не стоит на месте. История клеймит всех равнодушных созерцателей и гонителей истины. И только мы с вами — вокалисты, по настоящему способны понять и оценить величайшее открытие России, которое тысячелетиями ждёт весь вокальный мир, ведь оно посвящено и доступно только нам. И если кого-то обуял смертный грех гордыни, пока не поздно — одуматься и покаяться!

Открытие так велико, что оно будет жить и приносить славу России. Именно к нам потянутся “искатели жемчуга” вокального искусства! Я преклоняюсь перед простотой и величием Дочери России Альбиной Даниловной Демченко! Желаю ей долгого здоровья и жизни, плодоносной работы по укоренению этой гениальной вокальной методики на Российской земле!

НАШИ ВНУКИ И ПРАВНУКИ БУДУТ ПЕТЬ ЛУЧШЕ НАС!

 

Рецензия
на программно-методическое пособие по постановке
 речевого и певческого голоса ребёнка-дошкольника
зав. кафедрой «Клинические основы специальной педагогики и специальной психологии» МГПУ, зав. лабораторией коррекции и диагностики психических функций детей НИИСО МГПУ
проф. Б. А. Архипова, Москва, 13.11.2000г.

 

Пропедевтический курс методики ММРГ (методика моделирования резонансного голосообразования) А. Д. Демченко — уникальное явление не только для практики подготовки к постановке голоса, но и для психологического моделирования и оздоровления организма.

Методика, ориентированная на дошкольный возраст, гармонично охватывает физиологические процессы формирования высших психических функций в онтогенезе, соединяя в себе последовательное усложнение взаимодействующих сенсорных и моторных систем.

Основное достоинство методических приемов в соединении требующей творческой импровизации сложной вокальной работы и прагматичной двигательной нагрузки артикуляционного и кинэстезического аппаратов (пластики резонансного звукоизвлечения, звукопроизнесения, звукоформирования, звукоудерживания и звукоощущения с моторной пластикой тела, то есть заданной жестовой координацией тела, включающей согласованную работу корпуса тела, мимической, глазодвигательной, языкоглоточной, мануальной и др. мускулатуры).

Такая направленная работа активизирует и тренирует не только всю мышечную систему тела, но и вводит ее в состояние резонансной, моторной и сенсорной готовности целостного восприятия самоощущения и мироощущения. У ребенка появляется реальная возможность через неосознанные, но прочувствованные формы сенсорных связей согласовывать свои функции, в том числе миоритмоощущения, с внешними средовыми факторами.

Возвратная связь — акустикомнестическая, акустикомиотоническая и миокинетическая, закрепленная в пластике тела, позволяет без дополнительных физиологических, психологических затрат расширять собственный диапазон управления певческими резонаторами и механизмами резонансного голосообразования, включая важнейший из них — певческое дыхание, то есть превратить телесную энергию в звукоформирующую (дыхательная система, носоглоточная, гортанная, вибраторная, эмоциональная, психологические и др. составляющие). А это значит, что человек, умеющий пользоваться моделированием голоса, способен произвольно формировать пространственные резонансные модуляции, подключая в нужный момент естественные телесные, сенсорные и моторные корректоры.

Обладая широким (глубинным) диапазоном непроизвольных возможностей, ребенок (человек) освобождает себя для творчества, а закрепленный в навыках прогрессирующий для развития потенциал служит той основой интуиции, которая отделяет мастерство и талант, талант и гениальность.

Практический многолетний опыт работы автора обнаружил сопряженное развитие многих других высших психических функций, в числе которых на первом месте стоит одна из важнейших — речь, а также образное и логическое мышление, фантазия и творческая импровизация, глубинное восприятие мира.

Методика должна использоваться в дошкольных и школьных учреждениях, особенно в интернатах как часть корректирующей программы как развивающий базовый курс в общеобразовательном процессе.

 

Медицинский аспект программы
постановки речевого и певческого голоса А.Д. Демченко
кандидата мед. наук, врача высшей категории
Н.И Барановской, Москва, 04.02.98г.

 

Это уникальная методика комплексного развития речевой, певческой, исполнительской, импровизаторской деятельности человека, которая создана на основе сорокалетнего практического опыта вокальной работы автора с голосами детей и взрослых, не обладающих вокальной одаренностью, в общем понимании вокалистов. Она опирается на задуманную Мудростью Творца полисенсорную двигательную природу организма и древнейший канал восприятия человека — невербальную коммуникацию.

Представленная программа несомненно является открытием и гордостью отечественной науки. Безусловная ценность программы заключается в разработанной автором технике созидания вокала через речь, что является наиболее доступным и понятным в постановке певческого голоса для человека любого возраста, включая дошкольный.

Предлагаемая работа над восстановлением резонансной техники основана на комплексном двигательном включении в пение всего организма как единого целого. Столь ценно используемая автором суть развития вокальной техники является подтверждением создания Творцом мудрейшего единства физиологии функциональных систем организма. Автор практически доказывает, что резонансные ощущения пространственного и внутреннего звукового ориентирования человека при формировании речевого и певческого голоса базируются на основе развития общей пластики через основные двигательные ощущения, формируясь вначале в ощущения общей звукопластики, служащей фундаментом резонансной техники речи и пения.

Известно, что голос может быть использован в качестве дополнительного диагностического показателя симптомов заболеваний, связанных не только с нарушением работы голосового аппарата, органов артикуляции, но и с внутренней патологией. В работе с голосом автором использована огромная физиологическая роль кистей рук, как второго артикуляционного аппарата, способного к тончайшим сенсорным, кинэстезическим, моторным движениям, прекрасно управляемым сознанием человека, в отличие от мышц голосового аппарата.

Кисти рук на начальном этапе вокальной работы моделируют неуправляемые резонансные движения мышц голосового аппарата, вынося их во внешний, зрительно доступный план, чем помогают целенаправленно и рефлекторно управлять ими и гарантированно восстанавливать резонансное голосообразование.

Доказано, что мышечные волокна в процессе движений сокращаются с определенной частотой, которая способствует тренировке мышечной ткани, независимо от возраста. При резонансном голосообразовании возникают вибрации высокой частоты. Они естественно укрепляют мышечные волокна и воздействуют на родственные вибрации гломусов кровеносных сосудов, которые представляют собой «насосы», перекачивающие кровь в 2–3 раза сильнее, чем сердце. Активизация кровообращения и микроциркуляции вызывают более интенсивную работу мозга. Кроме того, восстановление резонансного голосообразования у каждого человека не только приводит к развитию и оздоровлению голосового аппарата и сердечно-сосудистой и др. систем (нервной, дыхательной, иммунной), включая пространственное и внутреннее ощущения резонансного ориентирования человека, что подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость всех его органов и систем (как между собой, так и с внешней средой), но и надежно служит выживанию человека в среде обитания.

Методика представляет неограниченные возможности не только творческого воспитания (учитывая, что пение – комплексный вид искусства), но и профилактики, лечения и реабилитации многих заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а значит, и других функциональных систем организма, и самое главное – гармоничного восстановления всего организма, без которого немыслимо излечение. Поэтому очень важным следует считать медицинский аспект программы, которая может стать надежным методом максимального восстановления духовных, физических и умственных сил организма в условиях огромных проблем гиподинамии, стрессовых, экологических проблем, вызывающих неумолимо нарастающую патологию детей и взрослых.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright MyCorp © 2024