ПУТЬ В BELCANTO: техника речи и пения
Понедельник, 20.05.2024, 14:19
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [4]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Главная » Статьи » Мои статьи

СПОЁМТЕ, ДРУЗЬЯ!!!

Всем известно, что занятия любым видом искусства служат развитию и обогащению личности, расширяют кругозор, способствуют интеллектуальному росту; формируя творческий потенциал, делая человека более талантливым в любом виде деятельности. Это в полной мере относится к пению. Возможности певческого искусства, которое воплощает самые высокие порывы человеческой души, удивительно велики!

Пение синтезирует сразу несколько самодостаточных искусств: вокальное, музыкальное, драматическое, и поэтому его воздействие многогранно. В пении задействованы такие сферы, как двигательная, дыхательная, эмоционально-чувственная, интеллектуальная, поэтому оно способствует общему оздоровлению организма человека, всех его систем, включая ведущие: дыхательную, иммунную и сердечно-сосудистую. Подтверждением прекрасного воздействия вокального искусства на человека служит жизнь выдающихся певцов, которые отличались открытым добрым характером, многогранными способностями и талантами, крепким здоровьем. Многие из них были долгожителями.

Благотворное влияние пения на человеческий организм подтверждается и наукой.

Современная наука утверждает, что для жизнедеятельности человека и гармонизации его со Вселенной необходимы природные вибрации — тончайшие движения мельчайших частиц, которые умножаются, преображаются и поддерживаются в человеческом организме вследствие внутреннего резонанса. И пение — один из самых мощных инструментов гармонизации резонансно-информационной физиологии человека. Наукой доказано, что в гортани профессиональных певцов формируются вибрации силой до 150 ДБ. Такую же силу имеет рокот мотора взлетающего самолёта!

 

Давайте устремим более пристальный взгляд на пение — этот ведущий вид музыкальной деятельности человека.

Казалось бы, пение — наиболее доступный вид искусства, так как свой собственный «вокальный инструмент», которым можно воспользоваться в любой момент для выражения чувств, есть у каждого. Другое дело — учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте: здесь сразу ясно, что нужно знать ноты, клавиатуру, владеть техникой, ведь пальцы и руки не подчиняются одному только желанию. Это трудно и требует занятий, не то что пение.

Однако оказывается, что далеко не всякое пение целительно для человеческого организма, не всегда оно служит раскрытию наших возможностей.

 Попробуем разобраться в причинах этого досадного явления.

На самом деле «живой вокальный инструмент», каким является наш организм, работает гармонично и слажено лишь при условии, если наше голосообразование правильно, то есть профессионально. Только правильно организованное, профессионально поставленное певческое дыхание позволяет воздушной струе резонировать в многочисленных полостях организма, умножая вибрации разных частот и вовлекая в этот процесс все органы. Непрофессиональное, форсированное пение «на связках» травматично не только для голосового аппарата (оно вызывает узлы на связках, кровоизлияние, атонию, разрывы связок и др.), но и разрушительно для общефизического и психического состояния человека в целом.

«Не физиологично» поют большинство людей, особенно не имеющих вокальной одарённости. То же происходит и с детьми, у которых до окончания мутации ещё не сформированы голосовые связки и голосовой аппарат находится в процессе развития. В отсутствие профессиональной постановки голоса при интенсивной хоровой и вокальной работе, при форсированной подготовке к концертам хрупкий голосовой аппарат ребёнка травмируется, и многие дети теряют голоса.

Как это не грустно, жизненная практика многих из нас подтверждает: если нет природного дара, то простого желания петь недостаточно, чтобы в полной мере выразить свои чувства, а тем более испытать при пении физиологического удовольствия. По мнению специалистов профессионального вокала, с теми, кто неодарён от природы (т.е. большинством из нас), заниматься совершенно бессмысленно, просто «нерентабельно».

Но, к сожалению, и богато одарённые люди, которые с детва мечтают о профессиональной сцене и неустанно занимаются вокалом, далеко не всегда становятся выдающимися певцами, хотя постановкой профессионального голоса, пользуясь созданной более столетия назад классической эмпирической методикой, традиционно занимаются педагоги, начиная от великих мастеров и кончая скромными учителями пения. Однако не одна школа, работающая по эмпирической методике, не гарантирует мастерства даже самому одарённому ученику. Это происходит потому, что даже великий педагог может предложить подопечному только тот путь, который знаком ему самому. Парадокс заключается в том, что многие высококачественные певцы сами не знают, как они поют (так, великий Карузо, пытаясь поставить голос одному из учеников, испортил его и понял, что совершенно не владеет искусством преподавания; в дальнейшем он всегда отвечал желающим у него учиться, что не знает, как это у него получается). И если строение голосового аппарата педагога и ученика различно, если не идентичны их ощущения и психология мышления, то копирование ощущений педагога может нанести только вред, в лучшем случае лишая ученика индивидуальности тембра, снижая уровень его вокальной техники, а в худшем ведя к потере профессионализма и вынужденному отказу от любимого дела.

Выходит, что на протяжении всей творческой жизни певец остаётся вечным учеником, не умеющим самостоятельно работать над техникой своего голоса. И если в последствии ему приходится преподавать вокал, он может передать ученику исключительно тот опыт, который получен им самим.

Как видите, овладеть искусством пения совсем не просто.

Как же добиться того, чтобы путь к профессиональному пению был конкретным, точным, гарантированным для одарённых людей и открылся для тех, чей талант пока лежит под спудом?

В наше время создан новый метод, открывающий научно обоснованный, совершенно конкретный и осознанный способ овладения навыками профессионального пения, доступный для изучения и самостоятельной работы каждому человеку, независимо от его возраста, вокальных и музыкальных данных.

На поиск законов формирования вокальной техники, разработку и апробацию нового метода потрачено более 40 лет моей профессиональной жизни. И вот уже более 10 лет мои ученики, музыканты-вокалисты, восстанавливают свою вокальную одарённость, заложенную в каждом человеке, с помощью новой ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЗОНАННСНОГО ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ (ТМРГ).

В основе метода лежит научно доказанное открытие профессора медицины М. Кольцовой о двух равноценных артикуляционных аппаратах — голосовом аппарата и руках. М. Кольцова подтверждает, что «нейроны, ведающие функциями рук и голосового аппарата, занимают в коре головного мозга 1/3 каждый от общей площади коры, равноценную площади, ведающей общими движениями всего тела человека». При сочетании работы двух артикуляционных аппаратов и движений тела, которые наиболее точно повторяют друг друга при моделировании ощущений звукоформирования и голосообразования, в коре головного мозга формируется зона обширного возбуждения, интенсивно способствующая скачкообразному формированию необходимых навыков.

Метод основан на восстановлении и развитии всей двигательной природы человека в соединении с развитием эмоционально-творческой сферы. Из вокальной работы выделен главный её стержень — опорно-двигательная основа, которая формируется в человеке согласно природосообразной последовательности. Метод учитывает индивидуальную вокальную природу каждого ученика, возможности формирования и развития его голосового, дыхательного аппаратов и базируется на естественной речи, естественных вокальных ощущениях человека.

Формирование тончайших, не управляемых сознанием движений вокальной техники — вершина «двигательной пирамиды», в основании которой лежит общая пластика — совокупность общих движений тела. С неё начинается подготовка организма к способности реагировать на звукоформирование. Координация общей пластики напоминает начальный этап творческой работы скульптора, который сообщает бесформенной глыбе мрамора форму заготовки своей будущей скульптуры. Затем скульптор стёсывает лишние куски, придавая пока ещё грубые очертания будущему шедевру. Этот этап работы ваятеля можно сравнить с периодом формирования звукопластики — соединения движений общей пластики с ощущениями звукоформирования. В результате появления звукопластики, «двигательного фундамента» вокальной техники, возникают более тонкие ощущения резонансного голосообразования. Появление таких ощущений даёт возможность приступать к точной отработке индивидуально удобных вокальных ощущений, составляющих механизмы вокальной техники. Так скульптор филигранно отрабатывает детали, сообщая скульптуре неповторимость и совершенство формы. Используемые приёмы работы дают возможность физически управлять голосообразованием., специальными движениями артикуляционных мышц настраивать резонансную акустику голосового аппарата, отталкиваясь от наиболее удобных индивидуальных ощущений ученика.

Работа начального этапа, когда ученик входит в технологию, в её пошаговую программу, осваивая метод моделирования, позволяющий работать осознано и самостоятельно, может успешно проходить в группах. Самое главное условие работы — систематические самостоятельные занятия, которые формируют навыки владения профессиональными вокальными механизмами.

Каждый человек должен иметь резонансное голосообразование и может петь профессионально! Полученный навык раскрывает творческие возможности любого человека, дарит ему радость общения, импровизации, ощущение полноты бытия.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

В заключении хотелось бы привести выдержки из рецензии на методику А.Д. Демченко кан. мед. наук, врача высшей категории Н.И. Барановской.

«Уникальная методика комплексного развития речевой, певческой, исполнительской, импровизаторской деятельности человека опирается на задуманную Мудростью Творца полисенсорную двигательную природу организма и древнейший канал восприятия человека — невербальную коммуникацию.

Известно, что голос может быть использован в качестве дополнительного диагностического показателя симптомов заболеваний, связанных не только с нарушением работы голосового аппарата, органов артикуляции, но и с внутренней патологией. В работе с голосом автором использована огромная физиологическая роль кистей рук, как второго артикуляционного аппарата, способного к тончайшим тактильно-сенсорным, моторным ощущениям, прекрасно управляемым сознанием человека в отличии от мышц голосового аппарата. Кисти рук на начальном этапе вокальной работы моделируют неуправляемые резонансные движения мышц голосового аппарата, вынося их во внешний, зрительно доступный план, чем помогают целенаправленно и рефлекторно управлять ими и гарантировано восстанавливать резонансное голосообразование.

Доказано, что мышечные волокна в процессе движений сокращаются с определённой частотой, которая способствует тренировке мышечной ткани не зависимо от возраста. При резонансном голосообразовании возникают вибрации высокой частоты. Они естественно укрепляют мышечные волокна и воздействуют на родственные вибрации гломусов кровеносных сосудов, которые представляют собой «насосы», перекачивающие кровь в 2-3 раза сильнее, чем сердце. Активизация кровообращения и микроциркуляции вызывает более интенсивную циркуляцию мозга. Восстановление резонансного голосообразования приводит к развитию и оздоровлению голосового аппарата, сердечно-сосудистой и других систем (нервной, дыхательной, иммунной и др.) и, включая пространственное и внутреннее ощущения резонансного ориентирования человека (что подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость всех его органов и систем как между собой, так и со внешней средой), надёжно служит выживанию человека в среде обитания».

 

                                     Статья помещена в журнал «Культура здоровой жизни»

Категория: Мои статьи | Добавил: vokal (06.01.2009)
Просмотров: 995 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024