Молва
утверждает, что женщины любят ушами. Мужчины и дети тоже охотней внимают голосистому
собеседнику. Голос – не только один из показателей характера, но и здоровья
человека, проводник его харизмы. О новом научнообоснованном методе постановки и
реанимации профессионального голоса и впервые появившемся подготовительном
разделе вокальной работы, аналогов которому нет в мире, рассказываетее автор, член-корреспондент Академии
технологических проблем РФ и академик Православной Академии Альбина
Демченко.
Ещё древние
греки, не обладающие объемом современных научных знаний, утверждали: «не
умеющий петь, не готов к обучению ни наукам, ни искусствам». Фома Аквинский в XIII веке говорил: «Не уметь
петь так же стыдно, как не уметь читать». А вот – одна из современных цитат,
принадлежащих народному артисту РСФСР, блестящему спортивному комментатору
Николаю Озерову: «Несмотря на последние научные достижения в физиологии,
акустике, фонетике и других смежных науках, в вокальном искусстве до настоящего
времени господствует чистейший эмпиризм».
В наш век развитых
технологий коммуникации голос и речевые профессиональные навыки столь же важны,
как мимика и жест для профессионального актера или творцов, занимающихся
сценическим искусством. Потеря голоса – трагедия не только для актера, но и для
любого общественного деятеля и человека, строящего свою работу на активном
общении: от учителя и коммерсанта, до руководителя и политического деятеля.
Разработанная мною методика моделирования резонансного
голосообразования предлагает новую, научно обоснованную систему формирования,
развития или восстановления техники речевого и певческого голоса при осознанном
включении в эту работу самого человека.
Метод основан на стыке современных наук изучающих
человеческий организм и природу его систем: включает в себя элементы, почерпнутые
из современных наук: биологии, физиологии, медицины, нейронаук, биоакустики,
лингвистики и др. В основе метода лежит открытие доктора мед. наук М. Кольцовой
о двух артикулярных аппаратах — голос, руки. Использование метода в вокальной
практике позволило выделить двигательную основу природы этого естественного для
организма процесса.
Впервые в
работе с голосом используется научно-обоснованный метод моделирования: выплощение
внутренних ощущений пространственного звукоформирования движениями тела и рук
и, непосредственно, голосообразования — движениями кисти правой руки. Эти
движения выносят невидимые и, зачастую, не управляемые сознанием ощущения звуко
и голосообразования во внешний, зрительно доступный для анализа и изучения
план.
В результате движения голосообразования раскладываются на составляющие
компоненты, которые становятся наглядными и поддаются рефлекторному или
осознанному управлению – вначале движениями рук. Затем, при их автоматизации
формируются навыки, которые уже не нуждаются в управлении руками. Навыки
направлены на формирование звукопластики — основы вокальной техники и сами
механизмы профессиональной техники речи и пения.
При помощи
метода моделирования удалось создать новый раздел вокальной работы — вокальную
пропедевтику (т.е. технология
моделирования, прим. автора), аналогов которой нет в мире. Метод
запатентован – патент РФ №2202831 на изобретение от 14.04.2001.
Примечательно,
что мой метод позволил расшифровать компоненты двигательного содержания
вокальных механизмов знаменитой итальянской школы бельканто, самой близкой к
природе формирования и развития профессиональной техники речи и пения.
На основе
метода создана единая система работы с голосом, пригодная для каждого человека,
независимо от его исходных вокальных задатков или возраста. Эта система
предполагает в предварительном порядке освоить метод моделирования и пошаговую
программу ступеней вокальной пропедевтики. Отработанные до автоматизма ощущения-движения,
взаимосвязаны с саморегуляцией голосообразования, физического и психического
здоровья, с развитием творческих и интеллектуальных возможностей.
Метод
моделирования голоса позволяет любому человеку самостоятельно участвовать в
своём гармоничном преображении, формировать профессиональное (резонансное)
голосообразование речи и пения.
Технология
моделирования резонансного голосообразования позволяет осознанно осуществлять
эти возможности не только вокальным педагогам и вокально одарённым ученикам, но
и каждому упорному человеку, желающему преобразить себя, сформировать своё
резонансное голосообразование.
Работа по технологии
включает несколько ступеней: вводная, речевая, промежуточная, вокальные —
начальная и основная. В настоящее время осуществляется набор в группы первой
ступени технологии, которая направлена на восстановление двигательной и
резонансно акустической саморегуляции, лежащей в основе формирования
профессионального голосообразования, т. е. вокальной одарённости.