Пользовательск ого поиска
ПУТЬ В BELCANTO: техника речи и пения
Воскресенье, 28.04.2024, 06:50
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Авторская «Технология моделирования резонансного голосообразования» (ТМРГ) А.Д. Демченко — программа восстановления и/или пропедевтики  природы резонансного голосообразования любому человеку не зависимо от возраста (ребёнку, взрослому) и от исходных данных.  ТМРГ направлена на восстановление двигательной основы природы голосообразования, развитие вокальных, музыкальных, актёрских способностей и осознанное формирование резонансной вокальной техники на собственных вокальных ощущениях при помощи метода моделирования.


Технология имеет:

* Сертификат Московского Департамента образования от 17.04. 1995 г.

* Патент на изобретение № 2200831 от 15.04. 05 г «Способ обучения резонансному пению и инструментарий для его осуществления».

* Свидетельство № 77:07:15172 — Центр «Дошкольное детства им. Запорожца».

Технология постановки певческого голоса в речи и пении вошла в базисную программу г. Москвы по вокальному развитию ребёнка-дошкольника.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Работа над технологией  начиналась более сорока лет назад на контингенте учеников, не имеющих вокальной одарённости в общем понимании вокалистов. Это были подростки — будущие воспитатели детских садов. В настоящее время технология позволяет работать с разным контингентом учеников — певцами, хормейстерами, дипломированными специалистами вокала, осваивающими технологию моделирования, детьми, людьми разных профессий, занимающихся здоровьем и желающих преобразить себя.


ТМРГ с 1995 года до сегодняшнего дня продолжает внедряться в г. Москве и многих регионах РФ обучением музыкантов-вокалистов разных специальностей — музыкальных руководителей дошкольных учреждений, учителей музыки общеобразовательных школ, хормейстеров, преподавателей вокала.

 

В настоящее время в Москве организована научно исследовательская лаборатория по изучению голоса. Одной из задач лаборатории является вычисление математической модели «золотой формулы бельканто», представленной технологией моделирования. Это значит, лаборатория подготовит математическую формулу формирования природы голосообразования и резонансной вокальной техники, свойственной всем высокопрофессиональным певцам Мира.

 

Что даёт резонансная природа голосообразования речи и пения?

Резонансное звучание голоса влияет на состояние всех систем и органов человека.

Голос человека тесно связан с ведущей системой организма — дыханием. Он является диагностом и одновременно показателем многогранной, практически безграничной возможности, саморегуляции человеческого организма на физиологическом, творческом, интеллектуальном, духовном уровнях. Это было известно ещё древним грекам, которые утверждали, что «не умеющий петь, не готов к обучению ни наукам, ни искусствам», а сегодня подтверждено наукой (В.К. Судаков. Квантование организма подобно Вселенной. М. 1992 г.).

Так что это не миф, оказывается, умение петь поможет каждому добиться высоких результатов в любой профессиональной деятельности и просто в жизни.

Проявлением резонанса в пении является обертонное состояние звука. Оно возникает в результате попадания дыхательной струи во все резонаторы голосового тракта певца. Эта струя не что иное как обратимое певческое дыхание. Только оно способно возбуждать, умножать и суммировать обертоны, свойственные резонансному звуку. Не даром итальянские маэстро всегда утверждали, что «потерявший резонанс, перестаёт быть певцом», а обратимое певческое дыхание называли «искусством пения».

Природный голос имеет резонансно-акустическую модель формирования (проф. В.П. Морозов), которую в жизни теряют 99% людей, заменяя её «связочной»   (глубокое формирование звука, попадающее на связки) или «купольной» (формирование голоса в полости рта с упором в купол). Это происходит ещё в детском возрасте при освоении ребёнком речи и объясняется тем, что дети рефлекторно усваивают связочную или купольную модель голосообразования окружающих их взрослых. 

Как известно, пение — синтез искусств. Занятие любым искусством облагораживает человека. Тем более это относится к занятию сразу синтезом высокохудожественных, самодостаточных искусств — вокального музыкального актёрского и др, свойственных пению.

Это ещё одна причина, которая говорит о необходимости обучения пению каждого человека.

Кроме того, умение правильно, т.е. резонансно, петь помогает человеку сохранять здоровье (за счёт поддерживания резонансной саморегуляции жизнедеятельности всех систем организма на клеточном уровне). Резонансное пение оздоравливает не только певца, но и слушателей, у которых снимаются стрессы, создаётся радостное настроение.

Это ещё один аргумент необходимости умения петь каждому человеку.

 

ТМРГ способна каждому человеку вернуть природу голосообразования, научить пению, а вокально одарённым ученикам, выбравшим профессию вокалиста, обеспечить путь мастера.

Существующие сегодня разновидности методик пения, объединённые под общим названием «эмпирическая классическая методика», не имеющие научного метода и единого научного пути работы с голосом, даже речи не ведут о возвращении голосовой природы каждому человеку и не дают гарантии мастерства каждому вокально одарённому ученику.


Содержание  технологии

Научные основы:

1. В настоящее время научно доказано, что голосообразование человека и профессиональное пение относятся к естественной природе человека и могут быть только резонансным актом организма (В.П. Морозов). Это говорит о том, что уметь петь должен каждый человек.

2. Нам известно, что профессиональная постановка голоса, свойственная высокопрофессиональным певцам, является показателем физического и психического здоровья, определяемого в настоящее время наукой как «резонансно-информационная физиология» (В.К. Судаков). Это значит, что уметь петь важно, чтобы быть здоровым.

3. ТМРГ рассматривает резонансное голосообразование речи и пения как результат и одновременно показатель естественного опорно-двигательного, резонансно-акустического, электро-магнитного состояния человеческого организма, свойственного «резонансно-информационной физиологии». Только «резонансно-информационная физиология» создаёт расширенные возможности для физиологической саморегуляции и практически неограниченных возможностей многогранного развития человека — творческого, интеллектуального, духовного. Значит уметь петь необходимо каждому человеку для его успешности в любом деле, профессии, просто жизни.

 

Суть технологии:

ТМРГ по своей сути является подготовкой к профессиональному пению. Она занимается осознанным восстановлением резонансного голосообразования, т.е. вокальных способностей, подобных природной одарённости, развитием музыкальных и актёрских данных, формированием и автоматизацией навыков профессионального, т.е. резонансного, искусства пения на собственных вокальных ощущениях, обучает ученика самостоятельно управлять своим голосом в речи и пении.

Как известно, «управляющий голосом, владеет миром».

Движения участвующие в резонансном голосообразовании относятся к условно-рефлекторным — резонансным, движениям голосового тракта, свойственным только человеку. Они относятся ко второй сигнальной системе человеческого организма и, по своей сути, являются тончайшими высшими ощущениями-движениями человека.

Резонансные движения участвуют не только в формировании резонансного голосообразования речи и пения, но и в резонансно-акустической регуляции дыхательной системы, свойственной её природе. В пении дыхание певца приобретает резонансно-акустические свойства, благодаря которым вокалисты бельканто назвали профессиональное певческое дыхание «обратимым», т.е. способным полностью трансформироваться в звук, за что ещё в XIX веке Франческо Ламперти назвал пение «искусством дыхания».

Все перечисленные качества профессионального пения необходимы человеку для его высшего типа выживания (творческого, интеллектуального, высоко духовного) во всё более усложняющейся среде обитания.

Резонансные движения утраченные большинством людей можно восстановить (реанимировать) каждому человеку любого возраста. Резонансные движения голосового тракта на тончайшем уровне корректируют прямые и обратные внутри и межполушарные взаимосвязи головного мозга, которые формируют «механизм расширенного восприятия», создающий условия для практически всестороннего безграничного развития человека.

ТМРГ — единая для всех система подготовки к профессиональному пению. Пение, прежде всего, двигательный процесс человеческого организма. Двигательная основа голосообразования названа в технологии «двигательно-моторным стержнем» вокально-исполнительской техники. «Двигательно-моторный стержень» вокально-исполнительской техники в технологии осознанно формируется и управляется учеником при помощи метода моделирования.

 

ЧТО ТАКОЕ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ?

Метод моделирования — это выполнение во внешнем, зрительно доступном для анализа и покомпонентной отработке плане, внутренних ощущений звуко и голосо образования. Эти ощущения звука выполняются движениями тела, ног, рук, кистей рук. Они названы в технологии «образами-моделями». Образы-модели позволяют очень точно настраивать собственные ощущения голосообразования на резонансное звучание голоса, формировать компоненты механизмов вокальной техники на резонансе.

Ученик, освоивший метод моделирования и «»двигательно-моторный стержень на пошаговой программе технологии становится самостоятельным в дальнейшей вокальной работе и умеет управлять своим голосом в течение всей жизни.

Прежде всего, метод моделирования направлен на формирование резонанса и обратимого певческого дыхания. Это важно не только для тех учеников, которые не имеют вокальной одарённости, но и имеющих её. Изучение «двигательно-моторного стержня», являющегося двигательной природой резонансного голосообразования, помогает им стать самостоятельными, высокопрофессиональными певцами или педагогами вокала.

«Двигательно-моторный стержень» вокально-исполнительской техники, представляющий собой обширный двигательный комплекс, позволяет вокально одарённым ученикам не только осознанно владеть, но и резко сократить сроки формирования вокального слуха и развития резонансной вокальной техники.

 

СТУПЕНИ ТЕХНОЛОГИИ

Технология моделирования имеет три ступени:

1.«ВВОДНАЯ». Это первая, доречевая ступень.

Главная задача вводной ступени — формирование обще двигательной основы голосообразования, резонанса — фокуса звуковыдоха, ведущей детали вокального инструмента — воздушного смычка, т.е. «обратимого» певческого дыхания.

 

2. «РЕЧЕВАЯ СТУПЕНЬ» — два этапа (речевой и промежуточный)

Главная задача речевой ступени — формирование и автоматизация навыков резонансной речевой техники, ораторского искусства — художественного чтения и актёрского исполнения.

Природосообразный путь формирования резонансной техники речи: от согласного к гласному, от гласного к слогу, от слога к слову, от слова к пассажной технике речи, от пассажной техники речи к художественному чтению — ораторскому искусству.

 

3. «ВОКАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ» или «ФУНДАМЕНТ» резонансного искусства пения — два этапа (начальный вокальный и основной).

Главная задача — формирование резонансной вокальной техники (пение в высокой певческой позиции) на грудном регистре.

Эту задачу технология решает тоже в природосообразном порядке: от резонансного формирования примарного речевого тона, к резонансному формированию примарного регистра речи, от примарного регистра речи к формированию «фундамента» вокального исполнения — резонансного формирования грудной октавы.

Вокалисты школы бельканто не считает певцом того, кто не умеет использовать механизм «головного звучания» на грудном регистре, т.е. у кого на грудном регистре отсутствует высокая певческая позиция.

 

Каждая ступень технологии имеет свою пошаговую программу. На знакомство с пошаговой программой каждой ступени уходит по 8 присутственных часов занятий с педагогом. Автоматизация навыков, полученных при освоении технологии (на всех 3-х ступенях методики), в среднем уходит от нескольких месяцев до 3-5 лет. Автоматизация навыков происходит в индивидуальные сроки и зависит от двигательного и психофизического состояния организма обучаемого.

Осваивая метод моделирования и пошаговую программу вокальной пропедевтики (ТМРГ), ученик осознанно, гарантированно, в наиболее короткие, по сравнению с эмпирической методикой, сроки начинает управлять своим голосом, сформированном на собственных вокальных ощущениях (грудной регистр), а затем и всём певческом диапазоне. Такой порядок развития вокальной техники свойственен природе голосообразования вокально одарённых учеников.

Технология рассматривает резонансную вокальную технику как «технический пьедестал вокального исполнения», позволяющий использовать техники сопутствующего пению синтеза искусств.

 

Примечание: метод моделирования объединяет двигательную основу природы голосообразования, которая сочетает обе сигнальные системы. Метод моделирования — это движения рук и тела (пластики), выполняющих пространственные (горизонтальную и вертикальную) модели звукоформирования и резонансного голосообразования.


РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ С УЧЕНИКАМИ (выпуски семидедесятых - восьмидесятых годов):
Анастасия Ракшина - певица Музыкального Еврейского театра. Занималась у меня в пед. училище (специальность - воспитатель детского сада четыре года, поступила на вокальное отделение училища им. Гнесиных); 


Бобылёва Лариса - певица. Занималась у меня четыре года в пед. училище (специальность - воспитатель детского сада), поступила в Московскую Государственную Консерваторию на вокальное отделение (не знаю где работает); 


Истомина Ирина (спец. - будущий воспитатель детского сада), звнималась четыре года, пед училище, спциальность - воспитатель детского сада, затем закончила вокальное отделение училища, не знаю, где работает (вроде театр Музыкальной комедии на перефирии);


Ханина Ольга (спец. - будущий воспитатель детского сада), тоже четыре года, затем вок. отделение училища, где то в филармонии на перефирии; 


Чернова Любовь( спец. - будущий воспит. детского сада), занималась четыре года. Поступила в МГК им. Чайковского, вок. отделение. Не знаю дальнейшей судьбы.


Онищенко Ирина (спец. - будущий воспит. детского сада), тоже четыре года, МГК им Чайковского, вокальное отделение, солистка Московского оперного театра Немировича-Данченко (конец восьмидесятого года); 


Пташкина Диляра (спец. - будущий воспитатель детск. сада),занималась два года, закончила заочно пед. институт эстетическое отделение, солистка хора Московсого оперного театра им. Немировича-Данченко; 


Скачкова Надежда (спец. - будущий воспитатель детского сада), занималась два года, поступила на вокальное отделение Академии хорового искусства (солистка храма Христа-Спасителя);


Гостева Анжела (специальность - будущий воспитатель детского сада), занималась год, поступила на эстрадное отделение училища им. Гнесиных, певица эстрады (пела за рубежом), не знаю где работает сейчас.


Лысак Ирина (спец. - будущий воспитатель детского сада), занималась три года, поступила в институт культуры, специальность - режисёр эстрадных представлений, работает в КДС (Кремлёвский Дворец Съездов).


Все перечисленные здесь ученики обучались у меня вокалу будучи учащимися дошкольного отделения пед. училиза "Маросейка"   7.
Многих, которые работают в  профессиональных хоровых коллективах академических (Юрловская капелла и др.), народных, на этраде, я не перечислила, т.к. не отслеживала их судьбы.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright MyCorp © 2024